вторник, 26 мая 2009 г.

КАНН - 2009: Фестиваль завершен, победители объявлены

В воскресенье вечером были объявлены победители нынешнего Каннского кинофестиваля. Главный приз достался Михаэлю Ханеке с его картиной «Белая лента». Работам Квентина Тарантино и Ларса фон Триера тоже получили по награде.

Михаэль Ханеке Кадр из фильма «Белая лента» Кадр из фильма «Белая лента»

«Бесславные ублюдки» одержали победу в категории «Лучшая мужская роль» — приз получил Кристоф Вальц, сыгравший в фильме полковника СС Ганса Ланда.

Квентин Тарантино Кадр из фильма «Бесславные ублюдки» Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

В свою очередь, «Антихрист» отделался наградой за «Лучшую женскую роль», врученной Шарлотте Генсбур. Фильм уже наделал много шуму на своем премьерном показе, реакция зрителей на котором была чрезмерно бурной. Также новая работа Ларса фон Триера получила своего рода анти-приз от Экуменического жюри фестиваля с формулировкой «За самый женоненавистнический фильм, снятый известным режиссером»: «Мы не можем молчать после увиденного», — заявил Раду Михаилину, французский режиссер, возглавлявший Экуменическое жюри в нынешнем году.

Ларс фон Триер Кадр из фильма «Антихрист» Шарлотта Гинзбур

Классик мирового кино Ален Рене получил награду «За вклад в киноискусство». Будучи выдающимся новатором в области киноязыка, он снял такие фильмы, как «Хиросима, моя любовь», «В прошлом году в Мариенбаде», «Провидение» и «Мой американский дядюшка». В этот раз в Канне мэтр представлял свою новую работу «Сорняки».

Жак ОдиарВторой по значимости приз, а именно «гран-при», получил «Пророк» Жака Одиара. Призы жюри достались картинам «Аквариум» Андреи Арнольд и «Жажде» Чхан-ун Пака. Награда за «Лучший сценарий» досталась фильму китайского режиссера-диссидента Е Лоу «Весенняя лихорадка».

Приз программы «Особый взгляд», в которой также участвовали работы российских режиссеров Павла Лунгина и Николая Хомерики, достался Йоргасу Лантимосу и его фильму «Клыки» — Kynodostas. Приз жюри «Взгляда» получила лентаIntermediar Корнелиу Порумбойю. Лучшим дебютантом был признан австралиец Уорвик Торнтон за картину «Самсон и Далила».

Напомним, что на счету Михаэля Ханеке уже есть гран-при Каннского фестиваля — за фильм «Пианистка» 2001 года, главную роль в котором сыграла председатель нынешнего состава жюри Изабель Юппер. Также в активе у режиссера есть приз Экуменического жюри за фильм «Код неизвестен» и награда за «Лучшую режиссуру» фильма «Скрытое» 2005 года.

В основе сюжета «Белой ленты» несколько загадочных событий, происходящих в одной захолустной немецкой деревне накануне Первой Мировой войны. Критики пишут фильму сплошь хвалебные оды: «Картина безукоризненно снята в черно-белом изображении и полностью оправдываюет свою большую продолжительность. Тем не менее она очень тяжела, чтобы сразу вызвать полный восторг», — например, считает обозреватель Variety Тодд Маккарти.

Данный фестиваль стал одним из самых «звездных» в истории Канн. Правда, несмотря на обилие известных имен, большинство работ известных режиссеров («Бесславные ублюдки», «Антихрист» и «Месть» Джонни То) были прохладно приняты публикой.


Золотая пальмовая ветвь
«Белая лента» — Михаэль Ханеке

Гран-при
«Пророк» — Жак Одиар

За вклад в киноискусство
Ален Рене

Лучший режиссер
Данте Мендоза — «Кинатэй»

Приз жюри
«Аквариум» — Андреа Арнольд
«Жажда» — Чхан-ун Пак

Лучший актер
Кристоф Вальц — «Бесславные ублюдки»

Лучшая актриса
Шарлотта Генсбур — «Антихрист»

Лучший сценарий
Фенг Мей — «Весенняя лихорадка»

Приз за технические достижения
Айтору Беренкеру за звук к фильму «Карта звуков Токио»

Лучший короткометражный фильм
Arena — Joo Salaviza

Особое упоминание
The Six Dollars Fifty Man — Mark Albiston, Луис Сазерленд

«Золотая камера»
«Самсон и Далила» — Уорвик Торнтон

«Золотая камера» — особое упоминание
«Ajami» — Scandar Copti, Yaron Shani

«Особый взгляд» — лучший фильм
Kynodostas — Иоргас Латинмос

Приз жюри
Intermediar — Корнелиу Порумбойю

Специальные призы программы «Особый взгляд»
Kasi az gorbehaye irani khabar nadareh — Бахман Гобади
Le pre de mes enfants — Mia Hansen-Lve

Призеры программы «Синефондасьон»
Baba — Zuzana Kirchnerov-pidlov
Goodbye — Song Fang
Diploma — Yaelle Kayam
Nammae ui jip — Jo Sung-hee

Немножко итогов. В этом году в Канне первые два места — Золотая Пальма и Гран-при — были очевидны: Ханеке и Одиар, правда, французы добавляли — "необязательно в этой последовательности". Удивительно, но почти все фильмы фестиваля так или иначе говорили о религии. Неудивительно, но почти все они были запредельно жестокими и кровавыми. Фильм Ханеке "Белая лента" проигрывал остальным в кровавости, но его холодная, отстраненная жесткость действовала сильнее, чем любые разрезанные шеи и отпиленные ноги. Австрийский моралист уже получал и Гран-при (за "Пианистку"), и приз за режиссуру ("Скрытое"), Золотой Пальмы до вчерашнего дня у него еще не было. Председатель жюри Изабель Юппер никто не сможет обвинить в том, что она подыграла своему режиссеру (она тоже получила каннский приз за роль в "Пианистке" в 2001 году) — она просто отметила лучший фильм фестиваля. Юппер, кстати, остальные члены жюри назвали "фашистом", имея в виду ее своеобразный метод ведения кинодискуссий.

Изабель ЮпперПризы за мужскую и женскую роль тоже были предсказуемы: Шарлотта Гинзбур признала, что опыт работы с Ларсом фон Триером был уникальным (опыт просмотра "Антихриста" благодаря Гинзбур тоже мало с чем сравним). Ну и "охотник на евреев" Кристоф Вальц — действительно лучшее, что есть в фильме Тарантино "Бесславные ублюдки".

На первой пресс-конференции жюри режиссер Ли Чан-дон говорил, что они не собираются "подсуживать" своим землякам, потому что "здесь, в Канне, единственная национальность — это кино". Красиво, но есть некоторые проблемы: кино для Канна — это, скорее, общая родина, национальность все-таки у всех разная. Кто-то по национальности антониони, кто-то хичкок, кто-то куросава, кто-то ютьюб. Сравните мутную псевдодокументальную производственную драму Бриллианте Мендозы "Кинатай" (приз за режиссуру, последнее место по любым рейтингам кинокритиков и фраза члена жюри Ханифа Курейши: "Лично я не хочу это видеть больше никогда") и "Жажду" Пака Чан-ука, всю построенную на кровавом преувеличении и заглядывании за киношные штампы — вдруг там прячется что-нибудь интересное (приз жюри, поделенный с "Аквариумом" Андреа Арнольд). Это фильмы, живущие очень далеко друг от друга, и при встрече они, может быть, раскланяются, но в разговор вряд ли вступят. С "Весенней лихорадкой" Лу Е вообще никто не будет разговаривать (приз за лучший сценарий, по-хорошему, надо давать посмертно китайскому писателю Да-фу, "свободная проза" которого цитируется в фильме и хоть как-то связывает воедино разрозненные куски этой занудной истории). Про Лу Е говорят, что приз он получил исключительно из-за своего статуса "запрещенного режиссера".

Алену Рене специальный приз за вклад в кинематограф достался вовсе не из уважения к сединам (режиссеру вот-вот исполнится 87), а просто потому, что он снял прекрасное кино "Сорная трава", не говоря об остальных его прекрасных фильмах, которые и в Каннских программах тоже в свое время участвовали. Из тех, кого зря не отметили, остался только Альмодовар. Возможно, это даже почетно — быть не отмеченным вообще ни одним каннским призом, сделав действительно хорошее кино.

Михаэль Ханеке и Изабель ЮпперНо вот все-таки религия — что они хотят нам сказать? Почему почти все фильмы говорят о священниках, пророках, протестантах, антихристах? Эпидемия какая-то. В прошлом году кино предлагало задуматься о политике ("Звезда"), подпольной экономике ("Гоморра") и социалке ("Класс"), — и случился финансовый кризис. В этом году нам говорят: подумайте о Боге. И случится — что?

По материалам:
www.film.ru
www.kinopoisk.ru

Хотите вернуться к материалу позже? Рекомендую добавить его в закладки

А так-же,  Подписаться на RSS, чтобы первыми получать свежие публикации!

1 коммент.:

pastormouse комментирует...

Зашибись, в мемориз. Это я пожалуй посмотрю по возможности в ближайшее время.

Отправить комментарий