пятница, 8 мая 2009 г.

Мотивация для демотиватора

Земля - колыбель жизниСеть развивается быстро, все значимые изменения в ней происходят в рамках нескольких лет, иногда - месяцев. Мемы - так сказать, кванты культуры - возникают, распространяются по Сети и закрепляют себе место иногда за несколько дней - тогда как в обычном мире на это могли уходить десятилетия. Субкультуры возникают, развиваются и чахнут в течение нескольких лет.

Сеть давно стала утрированным отражением остальной части нашей реальности. Отражением утрированным, подчас карикатурным. Современные субкультуры зачастую исполнены нигилизма, подчёркнутого цинизма к традиционным культурным ценностям. Если посетите так называемое русское Луркоморье , где собирается коллекция самых значимых явлений нового времени - энциклопедия мемов, событий, персоналий - вы сможете почувствовать атмосферу одной из таких субкультур. Одним из её выражений, рождённых на так называемом форчане , стали картинки-демотиваторы.

История демотиваторов достаточно своеобразна. В течение последних десятилетий, когда в развитых странах насаждался корпоративный дух, модным явлением стали мотивационные произведения. Чаще всего это были плакаты. Мотивационные картинки, мотиваторы, и лозунги бывают повсюду, они по-прежнему популярны, и примером известного изготовителя такой продукции может служить Successories Inc.

Пафос и поклонение перед корпоративными ценностями - работой в команде, ориентацией на успех, стремлением не выделяться из коллектива и т.н. - не могли не породить иронического отклика. Возникла, среди прочих, Despair Inc., ставшая создавать демотиваторы - тот же по формату вид продукции, но с прямо противоположным смыслом. Демотиваторы нацелены на разрушение всего того, к чему должно относиться с пафосом. Среди работ Despair.com на их сайте есть немало подлинных шедевров иронии и сарказма (пример: Adversity - "То, что нас не убивает, лишь оттягивает неизбежное").

Субкультура, пресловутый Форчан и его собратья по духу, подхватили идею и демотиваторы стали широко известным мемом, символом презрения к устаревшему, пафосному. обыденному. Формат (де)мотивационных картинок прост: смысловое изображение, обычно на чёрном фоне в белой рамке, заголовок, определяющий суть явления и пояснение-антитеза, разрушающая или иронизирующая над традиционным толкованием заголовка. Примеры вы можете найти в иллюстрациях к соответствующей статье (внимание! ненормативная лексика!).

Мем прочно вошёл и в жизнь РуНета, одним из самых известных сайтов-галерей являются Демотиваторы. Увы, игра на публику сыграла с сайтом злую шутку: большая часть народного творчества, которое там появляется в огромных количествах - шутки на грани фола, конъюнктура,пошлость, безвкусица, словом, по классификации Луркоморья - УГ. Найдите сами, что это означает, если уже не знаете.

Мне представляется, что демотиваторы - мощный, популярный жанр, а потому его можно использовать не только для пропаганды цинизма, нигилизма, ненависти. В конце концов, всё это ничего не создаёт - человек, слишком часто обращающийся к ненависти, останется в пустоте. Разрушать легко - строить трудно. Создавая свою коллекцию, сайт де Мотиватор, я не ставил задачи чего-то кому-то обучить. что-то разоблачить, над чем-то посмеяться... Мотиваторы - интересный формат, объединяющий изображение и текст, и при умелом исполнении действует практически на все виды аудитории (и на тех, кого больше впечатляет изображение, и на тех, кому милее чистый текст).

Мне видится, что (де)мотиваторы, афоризмы в картинках и тексте, могут стать чуть более, чем ироническим ответом эпохе корпоративного мышления. Не только "посмеяться и забыть", но заставить думать, смотреть на привычные явления с другой стороны. И здесь, как и в любом искусстве, нужен особый талант - поставить расхожую фразу из анекдота или модного сериала под шокирующую или просто отвратительную картинку - не более чем выплеснуть негатив на публику. В этом смысле многие работы Despair.com - именно произведения искусства, в отличие от основной массы народного творчества на Форчане и Демотиваторах.ру.

Впрочем, о вкусах не спорят. В конце концов, частушкам, матерным анекдотам и всему прочему низкому жанру есть место в культуре - как мировой, так и в её сетевых отнорках.

Автор:
Константин Бояндин
http://de-motivator.ru/


ИМХО:От себя хочу добавить, что я очень рад знакомству с Константином - программистом, писателем, человеком Сети и просто отзывчивым товарищем.
Что бы познакомиться поближе с его сетевой жизнью, приглашаю также посетить другие его проекты (да простят меня ПээСы):
Блог Неизвестного Теолога
Проза жизни
ИНФОтека

Хотите вернуться к материалу позже? Рекомендую добавить его в закладки

А так-же,  Подписаться на RSS, чтобы первыми получать свежие публикации!

0 коммент.:

Отправить комментарий